Корпоративный конфликт – как подготовиться

Чтобы понять, о чем пойдет речь в этой статье, нужно определиться, что собой представляет корпоративный конфликт. Часто этим термином именуют самые разные конфликтные ситуации в компании, начиная от разногласий между руководителем и собственниками и заканчивая периодическими противостояниями между различными департаментами, что вообще почти не связано с юридической структурой самой компании.

В данной статье приводится информация о том, как минимизировать последствия корпоративного конфликта, если он возникает между собственниками бизнеса или инвесторами и собственниками, а также в иных подобных случаях.

 

Как понять, что конфликт уже начался

Для того, кто является инициатором конфликта, все и так понятно, так как он сам принимает решение о начале активных действий. Но как распознать начало конфликта тому, кто находится в роли обороняющегося? А самое главное, как это сделать на максимально ранней стадии?

Для того чтобы быстро заметить активные действия со стороны оппонентов, нужно заранее понимать, какими эти действия могут быть. Корпоративные конфликты уникальны и стратегии могут быть разные. Однако, если условия для конфликта уже созданы и становится ясно, что противостояния не избежать, то рекомендуется, как минимум, проводить регулярный (желательно ежедневный) мониторинг публичных источников информации по компании, включая следующие:

  • Единый государственный реестр юридических лиц (например, на сайте nalog.ru, раздел «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»);
  • базу арбитражных судов (сайт kad.arbitr.ru);
  • сайт компании (если есть);
  • страницу раскрытия информации в Интернете (если информация о компании раскрывается, что касается, в первую очередь, публичных компаний);
  • реестр сведений о банкротстве (сайт bankrot.fedresurs.ru).

Существуют и иные источники, необходимость обращения к которым зависит от специфики компании и ее активов, а также от особенностей самого конфликта.

На какую информацию обращать внимание? Подозрительными являются любые нестандартные события, происходящие с компанией, в том числе поданные в ее адрес новые иски, изменения информации о собственниках и менеджменте, размещение дополнительных выпусков акций или изменение уставного капитала. Каждый такой инцидент нужно оценивать на предмет того, какие последствия он может повлечь для компании и участников конфликта.

 

Важно подготовиться

Корпоративная война – это тоже война, и поэтому здесь многое решает подготовка и имеющиеся средства. Если по итогам анализа открытых источников, а также по каким-то другим признакам становится понятно, что враждебные действия уже были начаты или ведется активная подготовка к их началу, необходимо готовиться к защите. И тут все зависит от того, в каком статусе находится каждая сторона. Рассмотрим два распространенных варианта.

 

Если нужно защищать компанию и ее основных собственников

В этом случае, помимо упомянутых ранее мероприятий, рекомендуются в качестве базовых мер следующие:

  • проверить все корпоративные решения (одобрения сделок, назначения руководителей, членов совета директоров и т.д.) за прошедшие три года на предмет допущенных нарушений;
  • если производится раскрытие информации – проверить, не допущено ли нарушений при публикации, раскрыта ли информация полностью;
  • проверить качество ведения реестра акционеров, внутренних документов: списка участников, сведений о бенефициарах, готова ли компания предоставить документы, которые вправе требовать миноритарии или контролирующие органы;
  • проинструктировать работников на предмет принятия корреспонденции, чтобы письма от оппонентов или судебные извещения не затерялись среди других документов.

Приведенные рекомендации являются минимальными, в зависимости от специфики компании может понадобиться проверить и многие другие слабые места – лицензии, соблюдение норм трудового права, оформление аренды и т.д.

 

Если защищается миноритарный собственник

Тут ситуация будет иметь свою специфику. С одной стороны, объем информации, которую надо проверить, будет меньше, чем в первом случае. С другой стороны, права миноритариев часто нарушаются, и защищать их порой очень непросто. Для защиты миноритария минимальный объем подготовительных мероприятий выглядит так:

  • запросить и регулярно проверять информацию касательно своего статуса – в зависимости от компании это может быть выписка из реестра акционеров или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • организовать быстрое и бесперебойное получение всей входящей корреспонденции;
  • в случае получения уведомлений о каких-либо собраниях – обязательно организовать присутствие – свое или представителя;
  • проверять правильность оформления всех документов, связанных с проводимыми собраниями.

В этом случае нужно быть крайне осторожным и в случае выявления каких-либо нарушений принимать адекватные меры, по возможности незамедлительно.

 

Дальнейшие шаги

Корпоративные конфликты бывают очень разные, и методы их разрешения также отличаются. Но, как правило, полноценная корпоративная война предполагает и судебные разбирательства, и административные процедуры, а нередко заканчивается и уголовными делами. Подобные противостояния порой тянутся годами, постоянно поглощая время и финансы.

В таких ситуациях важно понимать, что корпоративный конфликт наиболее эффективно и относительно быстро можно разрешить скорее переговорами, все остальные юридические методы можно использовать для усиления переговорной позиции, нежели непосредственно для разрешения конфликта. Поэтому главный шаг, который нужно сделать в рамках подготовки к защите, – решить, каких договоренностей нужно достичь, чем можно жертвовать, а чем нет, насколько вероятен положительный результат. Только такой подход позволит не утонуть в порой изматывающих процедурах, исход которых часто непредсказуем.

11.11.2016

Скачать в PDF